Определение
Синдром Аспергера (СА) относится к расстройствам аутистического спектра (РАС). Впервые его описал австрийский психиатр Ганс Аспергер.
РАС – это клинически разнородная группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти отклонения являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях, хотя они могут несколько различаться по степени проявления.
В большинстве случаев наблюдается аномальное развитие ребенка с самого раннего детства, и, за редким исключением, эти расстройства проявляются в пределах первых пяти лет жизни. В зависимости от возраста, уровня интеллекта, наличия сопутствующих расстройств и других факторов все пациенты с РАС имеют разные внешние проявления болезни.
Часто выраженность проявлений аутизма снижается с возрастом или благодаря проводимым занятиям.
Синдром Аспергера характеризуется наличием нарушений социального взаимодействия и отчетливого повторяющегося стереотипного поведения или активности, но не сопровождается задержкой в развитии речи и другими речевыми нарушениями, включая ограничение словарного запаса и трудности в подборе слов.
СА намного чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Причины появления синдрома Аспергера
На сегодняшний день общепризнанной концепции причин возникновения СА в мире не существует. Имеют место различные гипотезы: социальные, психологические, биологические. Причины могут заключаться в одновременном влиянии различных этиологических факторов (генетической предрасположенности в сочетании с действием какого-либо вируса или микроорганизма на определенной стадии внутриутробного развития).
Влияние генетического фактора считают преобладающим (выявлено более ста генов, ассоциированных с РАС).
Риск рождения ребенка с расстройством аутистического спектра, включая синдром Аспергера, повышается с возрастом родителей, что, вероятно, связано с увеличением количества мутаций при сперматогенезе у лиц старшего возраста.
Также установлена связь между развитием РАС у ребенка и перинатальными проблемами:
- недоношенностью плода;
- использованием матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты;
- гестационным сахарным диабетом у матери.
В МКБ-10 термина «синдром Аспергера» нет, и заболевание диагностируется как «расстройство аутистического спектра».
Симптомы синдрома Аспергера
В течение первого года жизни у детей с СА может наблюдаться недостаток интереса к взаимодействию с людьми, который обычно присутствует с рождения. Когда ребенок начинает ходить, он не проявляет желания приносить игрушки, чтобы показать их родителям или другим членам семьи. В целом наблюдается недостаток потребности во взаимодействии через лепет, жесты, движения, улыбки, смех и, наконец, речь, что характерно для обычных малышей.
Проблемы социального взаимодействия возникают из-за неспособности понимать и использовать правила социального поведения, поскольку эти правила для людей с СА сложны, имеют тенденцию меняться и т.д. Ситуация осложняется еще и тем, что у них крайне плохо развита интуиция, что осложняет социальную адаптацию. Некоторые люди с СА очень чувствительны к критике.
Детям с этим синдромом склонны испытывать сильную привязанность к определенным вещам и огорчаются, когда приходится уезжать из знакомой обстановки.
У людей с наиболее типичной формой СА великолепная механическая память и они сильно увлекаются одним или двумя предметами, стараясь усвоить любой доступный факт, относящийся к избранной теме. Благодаря механической памяти они могут хорошо играть в настольные игры (шашки, шахматы).
Диагностика синдрома Аспергера
Чтобы заподозрить наличие СА, врачу необходимо знать и отмечать так называемые красные флажки аутизма при наблюдении за ребенком во время приема. Если педиатр замечает какие-то особенности поведения, то направляет ребенка на диагностику к психиатру с целью проведения дополнительные обследований.
Наличие особенностей поведения не означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, поскольку во многих случаях эти особенности могут являться вариантом нормы. Однако обращать на них внимание необходимо, чтобы не пропустить дебют заболевания.
При первичных подозрениях на нарушения развития у ребенка, основанных на беседах с родителями и наблюдениях, рекомендуется использовать скрининговые опросники, анкеты и шкалы, которые позволяют в короткий промежуток времени выявить наличие риска того или иного расстройства.
Всем детям и подросткам, имеющим риск РАС, с целью установления диагноза необходима консультация врача-психиатра.
Специфических лабораторных тестов для установления диагноза «синдром Аспергера» нет. Исследования проводят с целью дифференциальной диагностики заболевания:
- общий анализ крови;