Top.Mail.Ru
Откройте чат или скачайте Viber
logo

От выбранного города зависят цены и способы оплаты.
Пациентам
Результаты анализов
Результаты анализов
Версия для слабовидящих
Ru
En
Сменить язык
Пациентам

Шепелявость

Логотип INVITRO

Шепелявость (сигматизм): причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Определение

Шепелявостью называют фонетическое нарушение речи, при котором человек (чаще ребенок) неверно произносит шипящие и свистящие звуки. Как правило, пациент обладает нормальным лексическим запасом и не имеет проблем с пониманием услышанного и произносимого.

Причины появления шепелявости

Причины шепелявости бывают врожденными и приобретенными. Факторов, вызывающих сигматизм может быть несколько:

  • аномальное строение речевого аппарата, неправильное развитие челюстно-лицевых структур (патологический прикус, сильно выгнутый небный свод, короткая уздечка, большое межзубное расстояние)

Зубы.jpgИзображение используется согласно лицензии Shutterstock.

  • нервные расстройства, влияющие на артикуляцию;
  • травмы лица;
  • ослабление слуха;
  • некомплект зубов;
  • наследственная предрасположенность;
  • недоразвитие речевой функции по причине педагогической запущенности;
  • психосоматические причины – эмоциональная незрелость, детские комплексы.

Классификация шепелявости

Логопеды выделяют шесть видов шепелявости.

  1. Губно-зубная – вызвана некорректным функционированием губ при формировании шипящих звуков. Звук «ш» проговаривается как «ф».
  2. Межзубная (языково-зубная) – отмечается при неправильном расположении кончика языка относительно зубов, когда шипящие звуки обретают звонкость.
  3. Переднезубная – характеризуется слишком большим упором кончика языка на передние зубы.
  4. Боковая – язык отклоняется с центра ротовой полости вбок, а шипящие звуки становятся «хлопающими».
  5. Щечная шепелявость формируется из-за деформированной слизистой оболочки щек, когда шипящие звуки не формируются.
  6. Носовая возникает в случае провисания мягкого неба, что приводит к гнусавости голоса.

Симптомы

Главным симптомом картавости становится нарушение произношения свистящих («з», «с», «ц») и шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») звуков.

Шепелявость проявляется:

  • неправильным расположением языка во время разговора;
  • заметным нарушением проговаривания шипящих и свистящих звуков;
  • переходом на шепот при произношении слов с «трудными» звуками.
Дети могут неправильно произносить слова, заменяя слоги с шипящими буквами на другие. Люди старшего возраста могут становиться неразговорчивыми, предпочитая беседу переписке.

При появлении шепелявости пациент сначала старается избегать использования в речи труднопроизносимых слов, а если не удается этого сделать, то испытывают психологический дискомфорт.

Некоторые пациенты (чаще дети) с шепелявостью путают некоторые звуки, употребляя их неуместно для определенного слова.

Также различают физиологические виды шепелявости, встречающиеся у детей. Как правило, такая шепелявость проходит самостоятельно к школьному возрасту.

Диагностика шепелявости

При появлении первых симптомов шепелявости необходимо обратиться к специалисту, который оценит степень развития патологии и возможность ее коррекции. В ходе осмотра врач обращает внимание на следующие моменты:

  • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
  • работа артикуляционного аппарата;
  • речевая развитость пациента;
  • навыки письма и чтения;
  • качество памяти;
  • грамотность построения речи.

К каким врачам обращаться

Диагностикой и лечением шепелявости занимается врач-логопед. Но в зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или оториноларингологу.

Лечение шепелявости

Как правило, лечение направлено на устранение предрасполагающих к шепелявости факторов. Например, исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов или специальных капп. В случае укороченной уздечки обычно проводят хирургическую операцию, которая дает хороший эффект.

При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения и физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина шепелявости, требует лечения аденоидов или проведения противоаллергической терапии.

Занятия с логопедом – неотъемлемая часть коррекции фонетических речевых недостатков.

Логопедическая работа по устранению всех форм шепелявости включает три этапа, во время которых решаются определенные задачи.

На подготовительном этапе формируются необходимые артикуляционные навыки, включая правильное положение губ и языка. Ведется работа над развитием силы и направления воздушной струи. Отрабатываются опорные звуки («и», «ф» – для звука «с», «т», «с» – для звука «ш»). Методы, с помощью которых решают поставленные задачи, включают артикуляционную и дыхательную гимнастику, по показаниям – логопедический массаж.

Следующий этап – постановка звуков. Осуществляется разными способами: подражание («как свистит насос», «как звенит комар», «как шипит кошка»), с использованием артикуляционных упражнений или с помощью специальных логопедических инструментов.

Добившись правильного произнесения изолированного звука, переходят к следующему этапу – закреплению, последовательно вводя слоги, слова и фразы, где присутствуют трудные для пациента звуки.

Если шепелявость является частью сложного речевого дефекта, то параллельно ведется работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр. Сроки исправления шепелявости могут различаться у разных детей.

Осложнения

Если шепелявость оставить без коррекции, у ребенка могут возникнуть сложности обучения в школе. Например, ребенок не может четко назвать звук, присутствующий в слове («с» или «ш») и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать.

Невнятная речь мешает социализации ребенка как среди ровесников, так и среди взрослых, становясь причиной неуверенного поведения.

Профилактика шепелявости

Для предупреждения развития шепелявости у ребенка необходимо регулярно посещать с ним стоматолога, учить стихотворения, а при обнаружении дефектов речи сразу обращаться к врачу-логопеду.

Источники:

  1. Персин Л.С. Ортодонтия. Национальное руководство. В 2 т. Т. 2. Лечение зубочелюстных аномалий / Персина Л.С. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 376 с.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи / — М.: Просвещение, 2017. — 207 с.
  3. Логопедия: уч. для студ. дефект. факультетов./ под ред. Л.С. Волковой.— М.: ВЛАДОС, 2010. — 703 с.
ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

У вас остались вопросы? Запишитесь на прием к врачу в вашем городе по тел. 8 (495) 363-0-363; 8 (800) 200-363-0.


Информация проверена экспертом
Лишова Екатерина Александровна
Высшее медицинское образование, опыт работы - 19 лет
Поделитесь этой статьей сейчас
Рекомендации

Похожие статьи

Подпишитесь на наши рассылки

Подписаться
gifts2023
Свяжитесь с нами