Top.Mail.Ru
Откройте чат или скачайте Viber
logo

От выбранного города зависят цены и способы оплаты.
Пациентам
Результаты анализов
Результаты анализов
Версия для слабовидящих
Ru
En
Сменить язык
Пациентам

Синдром Аспергера

Логотип INVITRO
Синдром Аспергера: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Определение

Синдром Аспергера (СА) относится к расстройствам аутистического спектра (РАС). Впервые его описал австрийский психиатр Ганс Аспергер.

РАС – это клинически разнородная группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти отклонения являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях, хотя они могут несколько различаться по степени проявления.

Ребенок.jpgВ большинстве случаев наблюдается аномальное развитие ребенка с самого раннего детства, и, за редким исключением, эти расстройства проявляются в пределах первых пяти лет жизни. В зависимости от возраста, уровня интеллекта, наличия сопутствующих расстройств и других факторов все пациенты с РАС имеют разные внешние проявления болезни.
Общими для всех детей с РАС являются только нарушения социальной коммуникации и особенности деятельности, выраженные в разной степени.
Для того чтобы подчеркнуть разнообразие проявлений аутистических расстройств, используется слово «спектр». Понятие спектра дает представление о том, почему способности и навыки конкретных детей с аутизмом могут очень сильно варьировать.

Часто выраженность проявлений аутизма снижается с возрастом или благодаря проводимым занятиям.

Синдром Аспергера характеризуется наличием нарушений социального взаимодействия и отчетливого повторяющегося стереотипного поведения или активности, но не сопровождается задержкой в развитии речи и другими речевыми нарушениями, включая ограничение словарного запаса и трудности в подборе слов.
Дети с СА в большинстве случаев не отстают в интеллектуальном развитии, у них не регистрируется умственная отсталость.
Более того, у таких детей нередко встречаются хорошие способности или углубленные познания, часто связанные со сверхценными интересами, но они не являются обязательными диагностическими критериями.

СА намного чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Причины появления синдрома Аспергера

На сегодняшний день общепризнанной концепции причин возникновения СА в мире не существует. Имеют место различные гипотезы: социальные, психологические, биологические. Причины могут заключаться в одновременном влиянии различных этиологических факторов (генетической предрасположенности в сочетании с действием какого-либо вируса или микроорганизма на определенной стадии внутриутробного развития).

Влияние генетического фактора считают преобладающим (выявлено более ста генов, ассоциированных с РАС).

Риск рождения ребенка с расстройством аутистического спектра, включая синдром Аспергера, повышается с возрастом родителей, что, вероятно, связано с увеличением количества мутаций при сперматогенезе у лиц старшего возраста.

Также установлена связь между развитием РАС у ребенка и перинатальными проблемами:

  • недоношенностью плода;
  • использованием матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты;
  • гестационным сахарным диабетом у матери.
Классификация заболевания

В МКБ-10 термина «синдром Аспергера» нет, и заболевание диагностируется как «расстройство аутистического спектра».

Симптомы синдрома Аспергера

В течение первого года жизни у детей с СА может наблюдаться недостаток интереса к взаимодействию с людьми, который обычно присутствует с рождения. Когда ребенок начинает ходить, он не проявляет желания приносить игрушки, чтобы показать их родителям или другим членам семьи. В целом наблюдается недостаток потребности во взаимодействии через лепет, жесты, движения, улыбки, смех и, наконец, речь, что характерно для обычных малышей.
Нередко у детей с СА не хватает воображения, чтобы принимать участие в ролевых играх, либо ролевые игры ограничены одной или двумя темами и не предполагают внесения в них значимых изменений.
Дети с Синдромам Аспергера редко выражают свои эмоции невербально, если только речь не идет об очень сильном эмоциональном переживании. Кроме того, они часто игнорируют невербальные сигналы других людей. Интонации голоса у них, как правило, монотонные или слишком преувеличенные.

Проблемы социального взаимодействия возникают из-за неспособности понимать и использовать правила социального поведения, поскольку эти правила для людей с СА сложны, имеют тенденцию меняться и т.д. Ситуация осложняется еще и тем, что у них крайне плохо развита интуиция, что осложняет социальную адаптацию. Некоторые люди с СА очень чувствительны к критике.

Детям с этим синдромом склонны испытывать сильную привязанность к определенным вещам и огорчаются, когда приходится уезжать из знакомой обстановки.

У людей с наиболее типичной формой СА великолепная механическая память и они сильно увлекаются одним или двумя предметами, стараясь усвоить любой доступный факт, относящийся к избранной теме. Благодаря механической памяти они могут хорошо играть в настольные игры (шашки, шахматы).

Диагностика синдрома Аспергера

Чтобы заподозрить наличие СА, врачу необходимо знать и отмечать так называемые красные флажки аутизма при наблюдении за ребенком во время приема. Если педиатр замечает какие-то особенности поведения, то направляет ребенка на диагностику к психиатру с целью проведения дополнительные обследований.

Наличие особенностей поведения не означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, поскольку во многих случаях эти особенности могут являться вариантом нормы. Однако обращать на них внимание необходимо, чтобы не пропустить дебют заболевания.

При первичных подозрениях на нарушения развития у ребенка, основанных на беседах с родителями и наблюдениях, рекомендуется использовать скрининговые опросники, анкеты и шкалы, которые позволяют в короткий промежуток времени выявить наличие риска того или иного расстройства.

Всем детям и подросткам, имеющим риск РАС, с целью установления диагноза необходима консультация врача-психиатра.

Специфических лабораторных тестов для установления диагноза «синдром Аспергера» нет. Исследования проводят с целью дифференциальной диагностики заболевания:

  • общий анализ крови;


  • общий анализ мочи;



  • биохимический анализ крови (с оценкой концентрации глюкозы, общего белка, общего билирубина, АСТ, АЛТ, креатинина, мочевины, щелочной фосфатазы, электролитов). Биохимический анализ проводится также с целью контроля фармакотерапии, для оценки работы внутренних органов, получения информации о метаболизме (обмене углеводов, белков, жиров).


  • Инструментальную диагностику проводят с целью выявления косвенных признаков органического поражения центральной нервной системы, обнаружения признаков эпиактивности (электроэнцефалография) и при подозрении на объемное образование головного мозга.


    К каким врачам обращаться

    Первичный скрининг для раннего выявления риска СА может проводить врач-педиатр.

    По показаниям могут потребоваться консультации узких специалистов:

    • невролога – для оценки сопутствующих неврологических расстройств;
    • гастроэнтеролога– для исключения нарушения ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта;
    • эндокринолога – для выявления возможных эндокринологических заболеваний;
    • логопеда – для оценки уровня развития речи;
    • дефектолога – для исследования уровня интеллектуального дефекта и разработки индивидуальной программы обучения;
    • сурдолога – для исследования слуха.
    Лечение синдрома Аспергера

    Расстройства аутистического спектра вылечить нельзя, однако можно снизить их проявления и повлиять на прогресс заболевания.

    В терапии больных с СА предпочтение отдается курсовому лечению ноотропными препаратами, нейропептидами и их аналогами, цереброваскулярными средствами. При СА с фазными аффективными нарушениями вводят антидепрессанты. Фармакотерапия должна быть дифференцированной, динамичной и индивидуальной.

    Обязательной составляющей является психокоррекционная и социореабилитационная помощь, направленная на формирование навыков социального взаимодействия и адаптации. Психотерапевтическая работа должна вестись как с самим ребенком, так и с его близкими. Цель такой работы – снижение эмоционального напряжения и тревоги у членов семьи, преодоление необоснованного чувства вины у родителей за болезнь ребенка.

    Работа с семьей включает образовательные программы (разъяснение родителям коррекционных мер и методов, особенностей построения взаимодействия с ребенком с СА, разрешение поведенческих проблем, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс).
    Чем раньше начинает оказываться помощь, тем лучше прогноз развития ребенка.
    Источники:

    1. Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра» / Ассоциация психиатров и психологов. 2020.
    2. Научно обоснованные подходы к ведению детей с расстройствами аутистического спектра в педиатрической практике. Методическое руководство. Е. Осин, Н. Устинова. 2020.
    3. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Н.В. Симашкова, Е.В. Макушкин.
    ВАЖНО!

    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

    Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

    У вас остались вопросы? Запишитесь на прием к врачу в вашем городе по тел. 8 (495) 363-0-363; 8 (800) 200-363-0.


    Информация проверена экспертом
    Лишова Екатерина Александровна
    Высшее медицинское образование, опыт работы - 19 лет
    Поделитесь этой статьей сейчас
    Рекомендации

    Похожие статьи

    Подпишитесь на наши рассылки

    Подписаться
    gifts2023
    Свяжитесь с нами