Синонимы: Анализ крови для диагностики гипогонадизма; Гипогонадизм; Дефицит тестостерона; Тестикулярная недостаточность; Андрогенный дефицит. Hypogonadism; Testosterone deficiency; Male hypogonadism.
Состав профиля:
№ 64 Тестостерон (Testosterone)
№ 149 Глобулин, связывающий половые гормоны (ГСПГ, Sex hormone-binding globulin)
№ 59 Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ, Follicle stimulating hormone, FSH)
№ 60 Лютеинизирующий гормон (ЛГ, LH)
№ 56 Тиреотропный гормон (ТТГ, тиротропин, Thyroid Stimulating Hormone, TSH)
№ 61 Пролактин (Prolactin) (+ дополнительный тест на макропролактин при результате пролактина выше 700 мЕд/л)
№ 62 Эстрадиол (E2, Estradiol)
№ 11HOMA Оценка инсулинорезистентности: глюкоза (натощак), инсулин (натощак), расчет индекса HOMA-IR
Краткое описание профиля «Гипогонадизм у мужчин»
Гипогонадизм у мужчин – это синдром, связанный с низким уровнем тестостерона, что негативно влияет на органы и системы организма, ухудшает качество жизни.
Гипогонадизм обусловлен нарушением функции яичек и/или гонадотропин-продуцирующей функции гипофиза, а также прерыванием определенных звеньев гипоталамо-гипофизарно-гонадной цепи. В зависимости от уровня поражения и времени возникновения выделяют:
- первичный гипогонадизм (гипергонадотропный) – синдром, обусловленный поражением гонад;
- вторичный гипогонадизм (гипогонадотропный) – синдром, обусловленный нарушениями гипоталамо-гипофизарной системы, приводящими к снижению секреции гипоталамических и/или гипофизарных гормонов, стимулирующих функционирование гонад.
Первичный гипогонадизм чаще всего связан с хромосомными аномалиями, а также с травмой, воспалительным или опухолевым процессом в яичках; вторичный может быть ассоциирован с токсическими воздействиями или травмами и опухолями головного мозга.
Тестостерон – один из основных андрогенных гормонов – играет ключевую роль в развитии вторичных половых признаков, половом созревании и обеспечении нормальной репродуктивной и сексуальной функций у мужчин. В мужском организме тестостерон синтезируется из холестерина под стимулирующим воздействием лютеинизирующего гормона (ЛГ), вырабатываемого передней долей гипофиза. Высокая местная концентрация тестостерона необходима для нормального сперматогенеза. В крови большая часть тестостерона неактивна: 60-70% гормона связано с глобулином, связывающим половые гормоны (ГСПГ), 25-38% с альбумином (слабосвязанный тестостерон) и только 2% свободного тестостерона оказывают биологический эффект.
Глобулин, связывающий половые гормоны (ГСПГ), – это гликопротеин, синтезируемый в печени. Он участвует в связывании половых гормонов и их транспортировке в кровоток в метаболически неактивном состоянии.
Гипогонадизм диагностируется при наличии клинических симптомов, ассоциированных с дефицитом андрогенов, и определении стойкого снижения уровня тестостерона в крови (как минимум двукратное подтверждение).
Низкий уровень тестостерона может вызывать нарушение полового развития у мужчин, что может приводить к снижению фертильности, сексуальной дисфункции, снижению интенсивности формирования мышечной массы и костной минерализации, нарушению метаболизма жиров и когнитивной дисфункции. Серьезный дефицит тестостерона может стать причиной мужского бесплодия. Уровень гормона снижается в процессе старения, и это может быть ассоциировано с некоторыми хроническими заболеваниями и патологическими состояниями: инсулинорезистентностью, метаболическим синдромом и риском сосудистых осложнений.
К симптомам дефицита тестостерона относят угасание либидо и сексуальной активности, снижение числа утренних эрекций, небольшой размер яичек, слабовыраженное оволосение тела, гинекомастию, висцеральное ожирение, нарушение сна, повышенную утомляемость и раздражительность, снижение минеральной плотности костей (остеопороз) и пр. Большинство этих симптомов неспецифичны и могут появляться при физиологическом старении мужчин. Поэтому при подозрении на гипогонадизм необходимо определять уровень гормонов.
Начало гипогонадизма может быть скрытым и не всегда связано со снижением уровня тестостерона. У мужчин с первичным поражением яичек в ряде случаев отмечается нормальный уровень тестостерона, при этом уровень лютеинизирующего гормона (ЛГ) возрастает – это может рассматриваться как субклиническая или компенсированная форма гипогонадизма. Также исследование ЛГ проводят для дифференциальной диагностики первичной и вторичной формы гипогонадизма.
Фолликулостимулирующий гормон – это гормон гипофиза, регулирующий сперматогенез. Неадекватная продукция ФСГ отражает дисфункцию гипоталамо-гипофизарной оси.
Тиреотропный гормон – гормон гипофиза, регулирующий функции щитовидной железы (ЩЖ). ЩЖ оказывает существенное влияние на репродуктивную систему. Функция щитовидной железы находится в тесном взаимодействии с системой гипоталамус-гипофиз-яички. Одним из возможных и важных проявлений нарушения функции ЩЖ у мужчин является гипогонадизм. Сочетание патологии щитовидной железы с андрогенным дефицитом у мужчин способствует снижению сексуальной и репродуктивной функций, ухудшению качества жизни. Длительно некомпенсированный гипотиреоз приводит к замедлению созревания тестикул и нарушению сперматогенеза. Также симптомы гипотиреоза могут частично совпадать с симптомами гипогонадизма.
Определение пролактина в сыворотке крови показано при подозрении на вторичный гипогонадизм. Центральные поражения гипоталамуса или гипофиза приводят к вторичной тестикулярной недостаточности. Выявление вторичного гипогонадизма имеет важное клиническое значение, поскольку он может быть следствием патологии гипофиза (включая пролактиному) и приводить к бесплодию. Симптомы гиперпролактинемии могут частично совпадать с симптомами гипогонадизма.
Эстрадиол циркулирует в крови большей частью в комплексе с глобулином, связывающим половые гормоны. Контроль секреции эстрадиола осуществляется фолликулостимулирующим и лютеинизирующим гормонами и пролактином. Определение уровня сывороточного эстрадиола необходимо при клинически выраженной феминизации и при вторичном гипогонадизме.
Оценка инсулинорезистентности – наиболее распространенный метод оценки резистентности к инсулину, связанный с определением базального (натощак) соотношения уровня глюкозы и инсулина. Его используют в комплексе тестов при обследовании пациентов с ожирением, диабетом, метаболическим синдромом и пр. Сахарный диабет и гипогонадизм нередко сосуществуют и взаимно отягощают друг друга. Это обусловлено тем, что андрогены, основным из которых является тестостерон, играют важную роль в регуляции жирового и углеводного обмена. Уровень тестостерона снижается в процессе старения, и это снижение может быть ассоциировано с развитием сахарного диабета 2-го типа (СД2), который встречается преимущественно в пожилом возрасте. У мужчин с гипогонадизмом часто развиваются многие из компонентов метаболического синдрома, такие как ожирение, артериальная гипертензия, дислипидемия, нарушение регуляции обмена глюкозы и инсулинорезистентность. Само по себе висцеральное ожирение ассоциируется со снижением уровня тестостерона.
С какой целью проводят тесты, входящие в профиль «Гипогонадизм у мужчин»
Исследование выполняют с целью диагностики мужского гипогонадизма и бесплодия.
Основная литература
- Абрахам М. и др. Фундаментальные концепции, относящиеся к вопросам дефицита тестостерона и его лечения: консенсусные рекомендации группы международных экспертов //Ожирение и метаболизм. – 2016. – Т. 13. – №. 3.
- Дедов И. И. и др. Рекомендации по диагностике и лечению дефицита тестостерона (гипогонадизма) у мужчин с сахарным диабетом //Ожирение и метаболизм. – 2017. – Т. 14. – №. 4.
- Дедов И. И. и др. Рекомендации по диагностике и лечению дефицита тестостерона (гипогонадизма) у мужчин с сахарным диабетом //Ожирение и метаболизм. – 2017. – Т. 14. – №. 4.
- Демидова Т.Ю., Скуридина Д.В. Проблемы мужского гипогонадизма при сахарном диабете 2 типа: факты доказательной медицины и реальной клинической практики //РМЖ. Медицинское обозрение. – 2020. – Т. 4. – №. 6. – С. 364-371.
- Dohle G. R. et al. Рекомендации по мужскому гипогонадизму. – 2014.
- Lunenfeld B. et al. Recommendations on the diagnosis, treatment and monitoring of hypogonadism in men //The Aging Male. – 2015. – Т. 18. – №. 1. – С. 5-15.